Как пройти аудиторскую проверку

Для целого ряда компаний отчетная пора не заканчивается сдачей бухгалтерской отчетности. Для тех, кому нужно пройти аудиторскую проверку и подтвердить, что отчетность достоверна, будет полезен этот материал.

Кто обязан проводить обязательный аудит

Перечень случаев, когда проведение аудиторской проверки обязательно, установлен статьей 5 Федерального закона от 30.12.2008 N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности" и иными законами. Чтобы компаниям было легче ориентироваться, Минфин РФ опубликовал на своем сайте Информацию "Перечень случаев проведения обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2017 год (согласно законодательству РФ)". Всего в списке Минфина 71 тип организаций. Так аудит обязателен если:

- организация имеет организационно-правовую форму акционерного общества;
- объем выручки за предыдущий год превышает 400 млн руб. или сумма активов бухгалтерского баланса по состоянию на конец предыдущего года превышает 60 млн руб.;
- ценные бумаги компании допущены к организованным торгам.

Как выбрать аудитора

Прежде всего нужно помнить, что сейчас действуют два типа аттестатов аудитора: выданные после 1 января 2011 и выданные до этой даты. В зависимости от того, какие аттестаты имеют штатные аудиторы аудиторской компании, различен тип компаний, в которых аудиторская фирма вправе проводить обязательный аудит (для сопутствующих услуг такого ограничения нет).

Так проверять акционерное общество, ценные бумаги которого допущены к организованным торгам, вправе только аудиторская организация, в штате которой имеется аудитор с аттестатом, выданным после 01.01.2011. Аналогичное требование установлено в отношении обязательного аудита АО с долей госучастия более 25%.

Проверку прочих акционерных обществ может проводить любая аудиторская компания. Ограничений по типу аттестата не установлено и для проверок ООО, превысивших лимит по выручке или балансовой стоимости активов.

Аудиторская организация в обязательном порядке должна состоять в СРО аудиторов. СРО устанавливает требования к своим членам (помимо предусмотренных непосредственно Федеральным законом "Об аудиторской деятельности"), а также проводит проверку аудиторских организаций на соответствие этим требованиям и внешний контроль качества аудиторских проверок. Сведения об аудиторских организациях СРО вносит в реестр аудиторов и аудиторских организаций. Такие реестры являются открытыми и общедоступными, а информация из них размещается на сайтах СРО.

При выборе аудиторской организации вы можете проверить ее актуальный статус на сайте СРО, в котором она состоит. Если необходимо документальное подтверждение, в СРО можно запросить выписку из реестра (в бумажном виде).
Контрольный экземпляр реестра ведет Минфин и также размещает его на своем сайте.

Также желательно проанализировать открытую информацию о выбранной компании (сайт, отзывы) и встретиться с ее представителями лично. Оптимально, когда аудитор уже имеет опыт проверок компаний в сфере деятельности, аналогичной вашей. Предложенную стоимость проверки мы рекомендуем сравнить с рыночной в вашем регионе, слишком низкая стоимость может свидетельствовать о низкой квалификации аудиторов или не совсем корректных способах ведения бизнеса.

Если вы уже неоднократно проходили аудиторскую проверку, то мы рекомендуем либо периодически менять аудиторскую компанию, либо требовать смены выходящих к вам аудиторов - со временем у проверяющих «замыливается глаз», и они могут не увидеть каких-то моментов. Часто менять аудиторов также не рекомендуем, поскольку выход на проверку в новую компанию требует от аудиторской организации повышенных трудовых и временных затрат, а кроме того понимание специфики бизнеса повышается с каждой последующей проверкой, и они становятся более эффективны. Оптимальный период для ротации – от 3 до 5 лет.

Выбранную аудиторскую организацию необходимо утвердить на общем собрании участников (акционеров) вашей компании (ст.65.1, п.2 ст.65.3 Гражданского кодекса РФ, ст.48 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах", ст.33 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью"). Если это не сделать, договор может быть признан судом недействительным.

В ООО полномочиями по утверждению аудитора могут быть переданы уставом общества совету директоров (ст.32 Федерального закона "Об обществах с ограниченной ответственностью"). В акционерных обществах это возможно только если число голосующих акционеров менее 50 (ст.64 Федерального закона "Об акционерных обществах").

Однако в обществе с числом акционеров - владельцев голосующих акций менее 50 устав общества может предусматривать, что функции совета директоров общества (наблюдательного совета) осуществляет общее собрание акционеров (пункт 1 статьи 64 Закона N 208-ФЗ).

Аудитор хозяйственного партнерства утверждается при учреждении партнерства (ст. 8 Федерального закона от 03.12.2011 N 380-ФЗ "О хозяйственных партнерствах").
В жилищных кооперативах утверждение аудитора относится к компетенции правления кооператива (ст. 42 Федерального закона от 30.12.2004 N 215-ФЗ "О жилищных накопительных кооперативах").
В определенных случаях выбор аудиторской компании осуществляется по результатам открытого конкурса (п.4 ст.5 Федерального закона "Об аудиторской деятельности"). В частности, это касается заключения договора на проведение обязательного аудита организаций с долей госучастия более 25%.

Что проверить в договоре на аудит

Заказчиком по договору на аудит может быть как сама организация, где проводится аудиторская проверка (аудируемое лицо), так и ее собственник или государственный орган (в зависимости от вида проверяемой компании и целей аудита).

Примерный договор на проведение аудита бухгалтерской отчетности был разработан еще в 2014 году Советом по аудиторской деятельности при Минфине РФ для применения при организации и проведении открытых конкурсов по выбору поставщика аудиторских услуг.

При его применении важно учитывать, что при заключении договора после 01.01.2017 аудиторская организация обязана проводить проверку в соответствии с международными стандартами аудита (МСА), в той части, в которой они не противоречат Федеральному закону «Об аудиторской деятельности». МСА в частности регламентируют контроль качества аудиторской проверки, планирование аудита, аудиторские процедуры, оценку системы внутреннего контроля аудируемой организации, рассмотрение аудитором недобросовестных действий и ошибок, принципы формирования позиции аудитора и аудиторского заключения.

В широком смысле предмет договора на аудит включает в себя и сам процесс проверки, и ее результат, которым формально является аудиторское заключение. При согласовании предмета договора аудиторская организация руководствуется п. 10, 11 МСА 210 "Согласование условий аудиторских заданий". Сюда входят цель и объем аудита бухгалтерской отчетности, обязанности аудитора, а также формы и содержание заключений и отчетов по результатам проверки.

При формулировке предмета договора указывается, что целью аудита является выражение мнения о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности во всех существенных отношениях (в ином случае суд может признать, что что предметом договора является оказание сопутствующих аудиту услуг, а, следовательно, составленный аудитором документ не имеет статуса аудиторского заключения).
Отметим, что аудит не подразумевает проверку 100% первичных документов и бухгалтерских записей. Критерии существенности при формировании аудиторской выборки и оценке выявленных искажений бухгалтерской отчетности определяются аудиторской организацией и, как правило, раскрываются в отчете по проверке (письменной информации).

В письменной информации аудитор сообщает свою позицию и сведения по значимым вопросам, выявленным в ходе аудита, в том числе касающимся учетной политики, обнаруженных ошибок, полноты раскрытия информации в отчетности (п. 16, 19 МСА N 260). Предоставление аудиторской организацией отчета по результатам проверки не заменяет собой аудиторское заключение. Кто является получателями письменной информации, указывается в договоре (как минимум это лицо, отвечающее за корпоративное управление (ЛОКУ) и руководство аудируемой организации).

В договоре указывается отчетный период (за который проводится проверка), сроки самой проверки и сроки предоставления заказчику результатов проверки (аудиторского заключения и письменной информации).
На этапе согласования условий договора на аудит стороны, как правило, определяют состав аудиторской группы (общее количество аудиторов, необходимость привлечения экспертов и т.п.), а также организационные моменты проверки (предоставление «посадочных мест», обеспечение аудиторов оргтехникой, доступ в учетную базу и т.п.). При необходимости существенные договоренности включаются в договор (или приложение к нему).

Заказчик вправе высказать свои пожелания в отношении объема выборки, необходимости проверки отдельных типов операций или сделок, или углубленного анализа налогового учета. По договоренности с аудитором они могут быть включены в техзадание к договору на аудит, либо оформлены отдельным договором на оказание сопутствующих аудиту услуг.

Отметим, что заказчик, за исключением установленных законодательством случаев, не вправе устанавливать аудитору ограничения, связанные с проведением проверки (в частности ограничивать объем аудиторской выборки, отказывать в предоставлении информации, запрошенной аудитором и т.п.), поскольку это чревато отказом аудиторской организации от выражения мнения о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности (п. 7 МСА 210).

Как подготовиться к проверке

До начала аудиторской проверки необходимо завершить все процедуры, предшествующие подготовке годовой бухгалтерской отчетности:
- проверить наличие первичных документов под все отраженные в учете операции (и качество их оформления);
-списать или уценить неликвид, сформировать резервы под обесценение активов (МПЗ, финвложения, НМА);
- уточнить величину отраженных в учете оценочных обязательств (в частности по отпускам);
- свериться с дебиторами и кредиторами, списать безнадежные долги;
- провести инвентаризацию активов и обязательств (в идеале аудитор должен присутствовать при инвентаризации);
- выполнить реформацию баланса (отразить заключительные записи по закрытию счетов 90 «Продажи», 91 «Прочие доходы и расходы», 99 «Прибыли и убытки»).

Если бухгалтерская отчетность к приходу аудиторов еще не подписана руководителем компании, сформируйте ее предварительный вариант (ряд аудиторских компаний допускают такую ситуацию). Однако не позднее последнего дня аудиторской проверки вы должны передать аудиторам подписанный надлежащим образом комплект бухгалтерской отчетности (в количестве экземпляров соответствующем необходимому количеству экземпляров аудиторского заключения).

Аудиторская проверка сопряжена с направлением аудиторской организацией запросов различного содержания. Обязательство отвечать на них предусмотрено как российским законодательством, так и МСА. Запросы могут направляться в адрес как самой аудируемой компании, так и иным лицам (в частности о подтверждении величины отраженных в учете обязательств в банки, где у вас открыты счета или заключены договора факторинга, вашим контрагентам и т.д.). Часть запросов аудиторы направляют заранее, до выхода на проверку, часть - уже во время проверки. От того, как оперативно получатели отреагируют на запросы, могут зависеть сроки завершения проверки. В отдельных, особо запущенных случаях, аудиторская организация может отказаться от выражения мнения о достоверности отчетности (вследствие отсутствия у аудитора возможности получить достаточные надлежащие аудиторские доказательства).

Запрашиваемые аудиторами в ходе проверки документы важно предоставлять своевременно и в оригиналах (иногда по соглашению с аудитором могут использоваться заверенные копии). В противном случае аудитор может принять решение о выражении мнения с оговоркой (в связи с ограничением объема аудита) или отказаться от выражения мнения (в зависимости от существенности влияния на бухгалтерскую отчетность невыявленных искажений).

Это касается не только бухгалтерской документации, но и организационно-распорядительных документов, кадровых документов, учредительных документов, финансовой и аналитической информации, коммерческой переписки, документов по производству (технологических карт, схем бизнес-процессов, сертификатов и т.п.) Аудитор самостоятельно определяет состав и объем запрашиваемой информации и документов. Зачастую еще до выхода на проверку аудиторская компания направляет в компанию перечень основных документов, которые могут потребоваться аудиторам. Также могут согласовываться графики предоставления запрошенных документов в зависимости от принятого аудитором плана проверки.

Если аудитор не присутствовал при проведении инвентаризации, он вправе провести выборочную проверку фактического наличия имущества на момент проверки. Отказать или препятствовать в этом аудируемая организация не вправе.

Что касается исправления ошибок, выявленных аудиторами, то на практике подход аудиторских компаний различается. Крупные аудиторские компании обычно не сообщают о замечаниях до окончания проверки - о своих ошибках вы узнаете из письменной информации. Аудиторы среднего и небольшого масштаба часто более лояльны и разрешают вносить корректировки в учет в ходе проверки, при этом кто-то указывает в письменной информации, что ошибка была выявлена в ходе проверки и исправлена аудируемой организацией, кто-то исправленные ошибки в отчет по проверке не включает. Если для вас важно не только хорошее заключение, но и содержание отчета по проверке, мы рекомендуем уточнить у вашего аудитора, какого подхода он придерживается, еще до заключения договора на аудит.

Проверка закончена - что дальше?

Если, по мнению аудитора, бухгалтерская отчетность не содержит существенных искажений, вы получите «положительное» аудиторское заключение, подтверждающее что отчетность вашей компании достоверна.
Если аудитор выявил существенные искажения, он вправе выдать отрицательное заключение, заключение с оговоркой или с отказом от выражения мнения о бухгалтерской (финансовой) отчетности (п. 5 МСА 705). Отметим, что выдача отрицательного заключения или отказ от выражения мнения не являются основанием для отказа аудируемой компании от подписания акта оказанных услуг и их оплаты, это подтверждают и суды.

Полученное аудиторское заключение аудируемая компания направляет в орган статистики вместе с годовой бухгалтерской отчетностью. Если заключение вы получили позже, чем отправили бухгалтерскую отчетность, заключение нужно сдать в статистику не позднее 10 рабочих дней со дня, следующего за датой аудиторского заключения, но не позднее 31 декабря года, следующего за отчетным годом (ст.18 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете").
Поэтому сейчас не обязательно проводить аудиторскую проверку строго до конца марта, но и откладывать ее на конец года мы также не рекомендуем.

В налоговый орган представлять аудиторское заключение вместе с годовой бухгалтерской (финансовой) отчетностью не нужно, поскольку оно не входит в состав годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности (ст.14 Федерального закона "О бухгалтерском учете", Письмо Минфина от 30.01.2013 N 03-02-07/1/1724).
Информацию о результатах обязательного аудита заказчику (аудируемой организации) необходимо внести в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц (п.6 ст.5 Федерального закона "Об аудиторской деятельности"). Исключением являются случаи, когда такие сведения составляют государственную или коммерческую тайну, а также иные случаи, установленные федеральными законами (Информационное сообщение Минфина России от 06.07.2016 N ИС-аудит-4). Сведения, содержащиеся в Едином федеральном реестре являются открытыми и общедоступными, в том числе размещаются в интернете (https://fedresurs.ru/ ).

Автор статьи: Ирина Евстратова

Понравилась статья? Подпишитесь на рассылку новых материалов 


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Поиск по сайту

Переключить версию

Форма входа

Яндекс.Метрика
Политика конфиденциальности
Согласие на обработку персональных данных
Оферта на информационно-консультационные услуги
Оферта на образовательные услуги