Восстанавливаем учет в 1С: Бухгалтерии – последние штрихи

Продолжаем серию статей на тему восстановления бухгалтерского учета в организации. В предыдущих материалах мы уже рассмотрели, как восстановить движения по расчетному счету, расчеты с покупателями, а также учет товарно-материальных ценностей. Сегодня остановимся на некоторых заключительных моментах восстановительной работы. 

Итак, ранее мы уже говорили о том, что процесс восстановления необходимо начинать с операций по расчетному счету. Это поможет не только узнать актуальный остаток денежных средств, но и послужит основой для дальнейшего восстановления операций по счетам расчетов с покупателями, поставщиками, сотрудниками, бюджетом.

Также мы рассказывали, что для отражения сальдо по счетам учета в программе можно использовать «Помощник ввода остатков»:



Помощник позволяет создать документ «Ввод начальных остатков», который формирует проводки по дебету (кредиту) счета учета в корреспонденции со счетом 000. Счет 000 – это служебный счет, предназначенный исключительно для ввода начальных остатков в учетную программу.

Когда все начальные остатки введены, необходимо проконтролировать их правильность и выявить ошибки, если таковые имеются. Для этого сформируйте "Оборотно-сальдовую ведомость" за период, включающий дату ввода остатков.



Сверьте по оборотке сумму остатков по всем счетам и по вспомогательному счету 000. Если все данные введены верно, вспомогательный счет 000 закрывается. Если же дебет 000 не равен кредиту, значит, начальные остатки введены неверно. Дело в том, что счет 000 – вспомогательный, и на нем не может быть остатков (если они есть, то баланс не сойдется). Проанализируйте данные: возможно, вы забыли ввести сальдо по какому-то счету, либо отразили остаток неверно – по дебету вместо кредита или наоборот.

Обратите внимание на нюанс ввода остатков по основным средствам: неправильно отражать остаточную стоимость основных средств на счете 01 без отражения сумм амортизации на счете 02. Допустим, первоначальная стоимость основного средства равна 1 000 000 рублей, а его амортизация составляет 300 000 рублей:

                                  НЕВЕРНО                                       ВЕРНО
   Дт 01 Кт 000 – 700 000 рублей

   Дт 01 Кт 000 – 1 000 000 руб.

   Дт 000 Кт 02 – 300 000 руб.

Если вы завершили ввод имеющихся начальных остатков, проверили все данные, а оборотно-сальдовая ведомость все равно «не сходится», сделайте на разницу проводку: Дт 84 (000) Кт 000 (84).

В заключении хочу поделиться личным опытом. Мне довелось восстанавливать учет в некоммерческой организации - управляющей компании. Ранее это была аффилированная с застройщиком компания. Но к моменту, когда я устроилась на работу, там состоялось общее собрание собственников, которые перевыбрали Правление - в его новом составе не было представителей Застройщика.

Как это часто бывает в таких случаях, Застройщик не передал новому Правлению документы. Пришлось быстро вникать в суть дела и восстанавливать учет. Плюсом было то, что случилось это в начале года – то есть восстановлению подлежал небольшой период, а еще компания находилась на упрощенной системе налогообложения, значит, у меня в запасе было время, ведь по упрощенному налогу отчитываются раз в год.

Компания осуществляла только безналичные расчеты. Восстановить учет по расчетному счету не составило труда – это я сделала быстро путем запроса выписок по клиент-банку. Затем нужно было двигаться дальше. В управляющих организациях, как правило, на балансе числится имущество. Его я восстановила по бухгалтерской отчетности за предыдущий год – экземпляр отчетности чудесным образом у нас остался. Речь о счетах 01 «Основные средства» и 83 «Добавочный капитал» (в НКО в бухгалтерском балансе эта строка называется «Фонд недвижимого и особо ценного движимого имущества»).

По поставщикам запросила у контрагентов дубликаты с начала года, с их помощью восстановила учет по счетам 10 и 60. Основной объем работы предстоял по расчетам с «клиентами», в нашем случае это были "физики". К моему счастью, в наличии оказались акты сверок – при подготовке к общему собранию их подписывали с жителями. По ним я восстановила учет по счетам 76 и 86 (в НКО на этих счетах ведется учет членских взносов). В итоге счет 000 «схлопнулся» почти полностью. Небольшая разница была отнесена на 84 счет и нашла отражение в пояснениях к бухгалтерской отчетности:

"Раздел 8. Корректировки в связи с исправлением ошибок

... В связи с восстановлением бухгалтерского учета была проведена сверка дебиторской и кредиторской задолженности на 01.01.2017 года. Произведена корректировка расхождений дебиторской и кредиторской задолженности на 31.12.2016 года, выявленных при инвентаризации расчетов по причине восстановления бухгалтерского учета. Разница в размере 85 842,03 руб. отнесена в счет убытка, подлежащего покрытию".

Отчетность нашей некоммерческой организации подлежала обязательному аудиту. Несмотря на то, что учет за отчетный период я восстанавливала, аудиторы не выявили серьезных нарушений, и пояснения, данные мной в отчетности, их устроили.

Автор статьи: Анна Куликова

Понравилась статья? Подпишитесь на рассылку новых материалов


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Поиск по сайту

Наши курсы

Мы Вконтакте

Форма входа

Яндекс.Метрика
Политика конфиденциальности
Согласие на обработку персональных данных
Оферта