Бухгалтерский учет в государственных учреждениях и коммерческих организациях – основные принципы и отличия

Когда бухгалтер впервые сталкивается с бюджетным планом счетов, особенно, если ранее имел дело с коммерческим, его несколько шокируют отличия. И, действительно, они очень существенны. В этой статье хотелось бы поговорить об общих принципах и отличиях в ведении бухгалтерского учета в государственных учреждениях и коммерческих организациях. 

В целом, регламент ведения учета базируются на общих принципах бухгалтерского учета (принцип двойной записи, принцип объективности, принцип периодичности и т.д.). Да и конечным итогом ведения бухгалтерского учета в любой организации является отражение реальных данных о деятельности, учет имущества и расчеты с поставщиками, подотчетными лицами и заказчиками. Но всё же, существенные отличия имеются. В первую очередь, хотелось бы сказать, что государственные и муниципальные учреждения являются некоммерческими организациями, а это значит, что получение прибыли не является основой учета и финансирование ведется централизовано. Централизованное финансирование и отчетность по израсходованным средствам – краеугольный камень бюджетного учета. 

Первое, что бросится в глаза бухгалтеру из коммерческой сферы – это абсолютно иной план счетов. Последней редакцией в линейке программ для учета в государственных учреждениях компании 1С является «1С: Бухгалтерия государственного учреждения 8, редакция 2.0». В этой программе план счетов можно найти:

 



 

В свою очередь, последней редакцией в линейке программ для коммерческого учета является «1С: Бухгалтерия предприятия 8, редакция 3.0». В этой программе план счетов находится:

 

 

Первое отличие - все счета бюджетного учета имеют другие номера и названия. К примеру, номер счета «Основные средства» в плане счетов организации коммерческого характера – 01, в плане счетов государственных учреждения – 101.
Второе отличие – номер счета у коммерческого плана счетов имеет 2 разряда, в свою очередь план счетов бюджетного учета – 26 разрядов (в разряды встроены коды бюджетной классификации), структура счета представлена ниже:



Также хотелось бы отметить, что в бюджетном плане счетов забалансовые счета кодируются двумя разрядами, в коммерческом же – тремя разрядами.

Третье отличие – количество и состав разделов. В плане счетов государственных учреждений 5 разделов:
1. Нефинансовые активы;
2. Финансовые активы;
3. Обязательства;
4. Финансовый результат;
5. Санкционирование расходов.

В плане счетов коммерческих организаций 8 разделов:
1. Внеоборотные активы;
2. Производственные запасы;
3. Затраты на производство;
4. Готовая продукция и товары;
5. Денежные средства;
6. Расчеты;
7. Капитал;
8. Финансовые результаты.

И, как было указано выше, государственные учреждения, согласно определению из Гражданского кодекса Российской Федерации, являются некоммерческими организациями, поэтому в их плане счетов отсутствуют разделы, связанные с коммерческой деятельностью и получением прибыли.
Для лучшего понимания соответствия разделов приведу сравнительную таблицу. В данной таблице указано соответствие разделов в общем виде, но нужно помнить, что отдельные счета раздела могут соответствовать другим разделам, в разрез приведенной ниже схеме:



Отсутствие раздела «Капитал» в плане счетов у бюджетников объясняется отсутствием капитала в государственных учреждениях, а отсутствие раздела «Санкционирование» в коммерции объяснимо отсутствием финансирования от органов вышестоящей власти.

Отмечу, что если государственное учреждение всё же имеет признаки коммерческого и получает в одном из видов своей деятельности прибыль, а также для учета специфических операций, по согласованию с Минфином возможен ввод новых синтетических счетов с необходимой аналитикой.

В заключении хотелось бы сказать, что государственное учреждение в своем учете регистрирует меньше операций, чем коммерческие организации. Но, наверное, основной сложностью является то, что денежные средства в учреждении выделяются под определенную конкретную цель и во временной отрезок, все расходы контролируются не только законодательно, но и вышестоящими органами. Также бюджетный учет регулируется отдельными законодательными актами, которые являются основой ведения учета.

Автор статьи: Светлана Батомункуева

Понравилась статья? Подпишитесь на рассылку новых материалов 


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Поиск по сайту

Переключить версию

Форма входа

Яндекс.Метрика
Политика конфиденциальности
Согласие на обработку персональных данных
Оферта на информационно-консультационные услуги
Оферта на образовательные услуги