Обзор изменений в учете государственных учреждений в 2018 году

После подписания новых приказов, которые существенно изменяют правила ведения бухгалтерского учета учреждений госсектора в целом, и вносят изменения в Инструкции к Единому Плану счетов в частности, хотелось бы отдельно остановиться на общих, концептуальных нововведениях. В этой статье расскажу о том, какие правила ведения учета существовали ранее, и какие изменения вступили в силу после подписания приказа 64н. Статью хотелось бы разделить на блоки учета, привычные каждому бухгалтеру, и максимально обобщить все существенные перемены. 

  

ОБЩИЕ ПРАВИЛА БУХУЧЕТА:

 1. Самое важное, о чем хотелось бы сказать: в связи с выходом ряда новых СГС необходимо запомнить, что бухгалтерский учет теперь ведется не только в соответствии с Бюджетным кодексом, Законом №402 «О бухгалтерском учете», Инструкцией №157, но и с учетом положений СГС «Концептуальные основы бухучета и отчетности». Это означает, что список настольных регламентирующих документов увеличивается на одну единицу.

2. Также был введен ряд уточнений в части ведению бухучета:
а) бухучет ведется из допущения непрерывности деятельности;
б) учреждение должно использовать самые консервативные оценки – не завышать активы и доходы, не занижать обязательства и расходы.

3. Из бюджетного учета исключены особенности учета объектов лизинга.

 

УЧЕТНАЯ ПОЛИТИКА:

1. Важное изменение в части рабочего плана счетов: если раньше он содержал счета, которые применяет учреждение, то теперь он может содержать ИЛИ перечень счетов (как раньше), ИЛИ же просто коды счетов бухучета и правила формирования из них номеров счетов. Обратите внимание на это при разработке учетной политики учреждения.

2. Крупным изменением также можно назвать тот факт, что учетная политика теперь должна содержать правила инвентаризации не только имущества и обязательств (как раньше), но и активов, имущества на забалансовых счетах и других объектов бухучета.

3. Также теперь учреждению требуется прописывать в учетной политике правила документооборота и технологии обработки учетной информации. Ранее учетная политика учреждения не содержала вообще такого рода данные. На выбор необходимо указать в учетной политике:
а) порядок и сроки передачи документов в бухгалтерию;
б) порядок взаимодействия структурных подразделений в части передачи документов в бухгалтерию.
Сюда же можно отнести и требование хранить учетную политику не менее пяти лет после того, как она использовалась последний раз.

4. Также теперь необходимо в учетной политике указывать правила передачи документов при смене любого ответственного лица, ведущего бухучет, в том числе, главного бухгалтера.

 

ПРАВИЛА БУХУЧЕТА НЕФИНАНСОВЫХ АКТИВОВ:

1. Одно из самых важных изменений, о котором уже была статья на нашем ресурсе – изменения в части учета аренды НФА. Основная мысль нового СГС «Аренда» - это учет объектов финансовой аренды на балансовых счетах. Подробнее можно узнать из статьи Федеральный стандарт «Аренда» - учет с 2018 года в 1С: БГУ 8 Объекты финансовой аренды отражаются на счетах новой группы – 111 «Права пользования активами».

2. Изменение стоимостных критериев для учета нематериальных активов: вместо 3000 руб. – теперь 10 000 руб. (например, учет на забалансовых счетах стоимостью меньше 10 000 руб.), вместо 40 000 руб. – теперь 100 000 руб. (например, начисление амортизации для НМА стоимостью до 100 000 руб. в размере 100 процентов при вводе в эксплуатацию).

3. Изменения в части амортизации:
а) теперь амортизация не приостанавливается ни при каких условиях (раньше амортизация приостанавливалась на срок консервации более 3х месяцев или же периода восстановления более 12ти месяцев);
б) амортизация на основные средства регулируется СГС «Основные средства», а амортизация на права пользования активами – СГС «Аренда» (ранее правила начисления на право пользования активами не было установлено вообще).

4. В части учета НФА, которые получены по договорам мены, теперь определять стоимость НФА необходимо по справедливой стоимости исходя из ее цены, например, при покупке. Если же при каких-либо обстоятельствах справедливую стоимость определить невозможно, тогда такое НФА можно принять к учету по остаточной (балансовой) стоимости того НФА, которое ваше учреждение отдает взамен по договору мены. Но если же даже остаточная стоимость вымениваемого НФА неизвестна, следует принимать к учету по условной оценке – по рублю за каждое НФА. Здесь также хотелось бы сказать, что нужно быть максимально внимательными, потому что при проверке необходимо будет доказать, что справедливая стоимость была недоступна.

5. В части учета НФА, полученных безвозмездно, оценочную стоимость определяйте методом рыночных цен. И по примеру учета НФА, полученных по договорам мены: если рыночная цена НФА недоступна, то принимаем к учету по условной оценке. Но в этом пункте есть уточнение – в момент, когда данные о рыночных ценах станут известны необходимо пересмотреть балансовую стоимость.

6. Добавился еще один случай изменения первоначальной (балансовой) стоимости НФА – обесценивание объектов НФА. Об этом также есть статья Переоценка основных средств в 1С: Бухгалтерии государственного учреждения 8 Показатели снижения стоимости теперь отражаются на новой группе счетов 114.

7. Определено поведение при передаче имущества коммерческим организациям: отражать необходимо также по справедливой стоимости.

8. В составе учета НФА появляется группа счетов «Биологические ресурсы» (которая заменяет группу счетов «Библиотечный фонд»). Сюда теперь необходимо относить животных и многолетние насаждения. Также теперь нужно полностью отражать рост и восстановление биологических ресурсов в учете учреждения.

9. В части инвентарных номеров – можно не присваивать инвентарный номер тем объектам, которые имеют какой-либо уникальный номер: кадастровый номер здания, государственный номер автомобиля. Также теперь есть правила нумерации внутри комплекса объектов ОС – необходимо присваивать внутри этого комплекса порядковый номер, который содержит в себе: инвентарный номер комплекса + порядковый номер объекта.

 

ПРАВИЛА ИСПРАВЛЕНИЯ ОШИБОК ПРОШЛЫХ ПЕРИОДОВ:

1. Определены правила, который позволят внести уточнения в невыясненные поступления всех прошлых лет. В План счетов введены специализированные счета: 210.82. и 210.92.

2. Также определены правила, которые позволят исправлять ошибки прошлых лет по консолидируемым расчетам. Введены новые счета: 304.84 и 304.94.

3. И в целом для исправления ошибок прошлых лет определены и описаны правила, введены специальные счета – 304.86 и 304.96.

4. Также для счетов доходов и расходов текущего года (401.10 и 401.20) определены правила исправления ошибок прошлых лет. Введены новые счета для отражения таких ситуаций (401.18, 401.19; 401.28, 401.29).

5. Помимо привычных счетов, который в конце финансового года закрываются на счет 401.30 «Финансовый результат экономического субъекта», все вышеперечисленные добавленные счета также закрываются на этот счет.

 

ЗАБАЛАНСОВЫЕ СЧЕТА:

Уточнено, что выбытие основного средства на забалансовый счет 02 теперь можно осуществлять до того, как утвердится решение о списании. Это обусловлено тем, что законодательными изменениями предусмотрено уточнение, что выбытие до того, как утвердится решение о списании, запрещено только с забалансового счета 02.


Автор статьи: Светлана Батомункуева

Понравилась статья? Подпишитесь на рассылку новых материалов 

Наши обучающие курсы и вебинары

Отзывы наших клиентов

1с бюджет


Также по теме:

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Поиск

Новый видеокурс!

Наша книга

Наши курсы

Мы Вконтакте

Форма входа

Яндекс.Метрика
Политика конфиденциальности
Согласие на обработку персональных данных