Могут ли за отсутствие ИНН покупателя в кассовом чеке исключить расходы из налогооблагаемой базы?

Пару дней назад в наш закрытый клуб для бухгалтеров поступил интересный вопрос: «В ходе аудиторской проверки аудиторы предупредили нас о том, что инспекторы могут исключить из расходов суммы чеков на покупку ТМЦ за наличный расчет, если продавец в этом чеке не указывает конкретный ИНН покупателя. Правда ли это?» Этот вопрос мы адресовали нашему аудитору Евгении Тарасовой и, получив ответ, спешим поделиться им с вами, так как считаем данную тему важной и нужной. 

Речь идет об этом реквизите чека (фото взято из интернета просто для примера). 



С точки зрения законодательства аудиторы правы, действительно, согласно п. 6.1 ст. 4.7 Закона № 54-ФЗ кассовый чек, сформированный при осуществлении расчетов между организациями и (или) ИП, наряду с реквизитами, указанными в п. 1 ст. 4.7 Закона № 54-ФЗ, должен содержать следующие реквизиты:

- наименование покупателя (клиента) (наименование организации, фамилию, имя, отчество (при наличии) индивидуального предпринимателя);

- ИНН покупателя (клиента).

Так, после 01.07.2019 г. при расчетах с юридическим лицом (организацией или ИП) продавец обязан указывать в кассовом чеке наименование организации (Ф.И.О. ИП) - покупателя и ее ИНН.

При этом, к сожалению, на практике многие юридические лица - продавцы не соблюдают данное требование. Лишь некоторые выдают кассовые чеки с указанием ИНН покупателя товара, даже несмотря на требования и предъявление подотчетным лицом доверенности, либо любых иных необходимых документов.

Отсутствие в кассовом чеке наименования организации-покупателя и ее ИНН признается нарушением требований Закона № 54-ФЗ и является основанием для привлечения продавца к ответственности.

Для организации-покупателя возможен риск налогового спора по вопросу признания расходов и уменьшения налоговой базы по налогу на прибыль (УСН (доходы-расходы), а в случае проигрыша в данном споре - риск доначисления налога, пени и привлечения к налоговой ответственности по ст. 120 НК РФ в виде штрафа за неуплату налога.

Иных рисков, в том числе для должностных лиц организации-покупателя в данной ситуации нет.

Конкретных путей решения данной ситуации нет.

В идеале во избежание споров и разногласий рекомендуется обеспечить наличие в чеках всей необходимой информации, однако на практике это трудно выполнимо.

Какие еще можно себя обезопасить?

- минимизировать расчеты наличными через подотчетные лица;

- применять корпоративные карты;

- помимо чеков ККМ брать другие документа от продавца (товарные чеки, накладные). В таком случае эти документы и будут служить основанием для признания расходов, а чек будет подтверждать только факт оплаты (эта позиция подтверждается письмами Минфина от 28.01.2020 № 03-03-06/3/4915, от 26.11.2019 № 03-03-06/1/91715).

Официальных разъяснений по этому вопросу немного, всю имеющуюся нормативную информацию можно скачать тут.

Коллеги, поделитесь в комментариях, сталкивались ли вы с исключением расходов из-за отсутствия ИНН вашей организации (или ИП) в кассовом чеке? Чем закончились у вас споры с контроллерами? Будем очень рады обратной связи!

Авторы статьи: 

Ирина Плотникова

Евгения Тарасова

Понравилась статья? Подпишитесь на рассылку новых материалов


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Комментарии  

 
+1 #2 Анатолий 28.09.2022 22:37
Я ИП на УСН, некоторое время назад мне пришлось немного изучить этот вопрос. Ко мне, как к продавцу, обратился представитель юрлица с вопросом, могу ли я ему в чеке ККТ указать ИНН его организации, т.к. их бухгалтерия перестала принимать чеки от подотчетников без указания ИНН и наименования покупателя. Ссылок на нормативные документы не помню, но как я делаю в 1С:Бухгалтерии расскажу. Если у меня приобретает за наличный расчет товар или услугу покупатель Юрлицо и он желает получить чек ККТ с указанием ИНН и наименования его предприятия я в 1С:Бухгалтерии выписываю Товарную накладную(Торг- 12 или УПД) или Акт выполненных работ, на основании этого документа формирую Приходный кассовый ордер, и из него печатаю чек ККТ со всеми нужными реквизитами. Но для этого клиент должен предоставить мне свои реквизиты и потом подписать документы, поставив печать или предоставив доверенность.
Цитировать
 
 
+1 #1 Елизавета 28.09.2022 20:02
Я когда читала про это в свое время, наткнулась на статью там писали, что в таком случае считается, что договор не заключается с ЮЛ, а расчеты осуществляются с обычным ФЛ, т.к продавец не может идентифицироват ь покупателя, поэтому покупателю, нужно делать авансовый отчет и только так подтверждать расход понесенный ФЛ на нужды ЮЛ, тогда не должно быть проблем с учетом расходов. Разве не так? На практике, когда заключается договор между ЮЛ только тогда в чеках может появится ИНН покупателя при предъявлении им на кассе какого то документа, что он фл выступает от юл. лица. А если договор не заключен и в базе продавца нет такого покупателя, то и ИНН не может появится
Цитировать
 

Поиск по сайту

Форма входа

Яндекс.Метрика
Политика конфиденциальности
Согласие на обработку персональных данных
Оферта