Какие отчеты помогают аудиторам находить ошибки в 1С: Бухгалтерии предприятия ред. 3.0?
- Опубликовано 29.10.2021 09:42
- Просмотров: 27364
В статье мы расскажем о возможностях 1С, которые помогают не только аудиторам, но позволят и вам проконтролировать свою работу: выявить неточности или ошибки, проверить, насколько правильно отражены операции бухгалтерского и налогового учета, и насколько полноценно используются все функции программы. При подготовке бухгалтерской, налоговой отчетности, а также при ведении учета с помощью программы хочется быть уверенным в том, что отсутствуют ошибки или неточности. Особенно это актуально, когда на подходе очередной отчетный период. Эта публикация будет полезна не только новичкам, но и опытным бухгалтерам.
Неотъемлемой частью любой аудиторской проверки, помимо изучения первичных документов, договоров, анализа бухгалтерской отчетности и налоговых деклараций, является работа с программами 1С.
Оборотно-сальдовая ведомость (ОСВ)
Начнем, как ни странно, с этого стандартного для всех известного отчета, с помощью которого бухгалтер может быстро оценить правильность учета в своей программе за определенный период. Сформировать его можно в разделе «Отчеты» – «Стандартные отчеты». Это незаменимый регистр бухгалтерского учета, без которого ни один бухгалтер не может представить своей работы.
Да и аудиторам без ОСВ невозможно начать проверку. Из оборотно-сальдовой ведомости можно увидеть сразу какую систему налогообложения применяет организация, какими активами располагает, какой сформирован капитал, создаются ли резервы, выплачивались ли дивиденды и т.д.
После построения данной ведомости уже можно увидеть некоторые ошибки. Например, незакрытые счета 26, 90, 91, красное сальдо по тем счетам, по которым его не может быть, такие как 10,51 счета. В нашем коротком видеоуроке мы также об этом говорили.
Разнообразная настройка ОСВ позволяет детализировать данные в различных срезах и быстро находить ошибки.
Далее рассмотрим варианты анализа своей работы с помощью 1С: Бухгалтерии предприятия 8, редакция 3.0:
Проверка на соответствие настроек программы действующей
учетной политики организации
Часть ошибок заключается в неправильных настройках программы, а именно в некорректно выбранных способах учета в учетной политике.
Учетная политика необходима, чтобы сделать выбор из нескольких вариантов, установленных законодательством. В дальнейшем это позволит обезопасить себя от досадных ошибок, снизить риски претензий со стороны налоговых органов, сделать отчетность более прозрачной, а бизнес более привлекательным для инвесторов.
Чтобы ее настроить следует перейти в раздел «Главное», выбрать пункт «Учетная политика».
В открывшемся окне следует изучить всю информацию об установленных способах и элементах учета.
Анализ настроек налогов и отчетов
Данный пункт имеет немаловажное значение, так как достоверно выбранные настройки, внесение всей необходимой информации для автоматического расчета налогов понижает риск допущения ошибок при подсчете налогов.
Полнота и корректность использования аналитик (субконто)
для организации учета
Использование такого вида аналитики позволяет увидеть полную детализацию информации.
Информацию по счетам расчетов (60, 62, 76) можно разделить по контрагентам, договорам и документам. Так, если контрагент является одновременно покупателем и поставщиком, то отчет позволит увидеть сведения со всех счетов, где отражены операции по данному контрагенту, покажет сводную информацию о состоянии расчетов.
По запасам есть возможность увидеть движение по материально-ответственным лицам, местам хранения (складам).
Для анализа данных по расчетам с контрагентами в разрезе договоров следует зайти в раздел «Отчеты» – «Анализ субконто», выбираем период, за который формируется отчет и вид субконто – «Контрагенты».
Наш видеоурок поможет вам более подробно познакомиться с этим отчетом.
Дополнительные отчеты
• Регламентные операции
Особое внимание уделяется наличию всех регламентных операций по закрытию периода.
Выполнено ли проведение документов? Ведь это основное условие корректного учета. Отражены ли все необходимые регламентные операции, нет ошибок или пропусков определенных операций?
• Экспресс-проверка ведения учета
Проверить корректность данных в учете помогут специальный отчет «Экспресс-проверка ведения учета»
Он представляет собой совокупность проверок, сгруппированных по разделам учета. Каждая такая проверка контролирует отсутствие ошибок в данных.
Чтобы его сформировать следует зайти раздел «Отчеты» выбрать «Экспресс-проверка».
Проверка проводится по нескольким направлениям. Можно проводить проверку сразу по всему списку, или выбрать то, что является актуальным, например, только проверка «Операций по кассе».
После проведения экспресс-проверки сформируется отчет с результатами, в котором показывается были ли обнаружены ошибки в учете, сопровождая комментариями к каждому блоку проверки.
Данная проверка удобна не только тем, что быстрая, и подсвечивает найденные ошибки красным цветом, но также она выявляет несоответствия с точным указанием документа, его даты и номера, подробно описывает их и дает рекомендации по исправлению.
• Отчет «Анализ учета по налогу на прибыль»
Данный отчет представляет собой графическое объединение значений показателей в блок-схемы, взаимосвязь между блоками отображается стрелками.
Отчет предназначен для проверки оборотов по доходам и расходам, учитываемых при расчете налоговой базы по налогу на прибыль, по данным бухгалтерского и налогового учета, с учетом временных и постоянных разниц
• Отчет «Анализ учета по НДС»
Данный отчет предназначен для проверки корректности данных, которые будут использоваться программой для заполнения книг продаж и книг покупок, налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость
Формирование отчета осуществляется для заданного проверяемого периода любого диапазона и конкретной организации, плательщика НДС.
• отчет «Анализ учета по УСН»
Этот отчет дает возможность посмотреть составные части финансового результата на упрощенной системе.
• Оценка риска налоговой проверки
В программе 1С предусмотрена возможность проанализировать и оценить риски возможной налоговой проверки, исходя из 12 общедоступных критериев оценки рисков для налогоплательщиков.
Сформировать данный отчет можно в разделе «Отчеты» - «Оценка риска налоговой проверки».
• Немалый интерес несут в себе «ручные корректировки», поскольку часто нестандартные, нелогичные операции отражены бухгалтерскими справками.
Вариант ввода вручную применяется, как правило, в случаях, когда в прикладном решении нет документа, автоматизирующего отражение необходимой хозяйственной операции.
Но бывает случаи, когда исправления вносятся и в сами документы. Таким моментам уделяется аудиторами всегда пристальное внимание.
Как вывести список документов, где используются ручные проводки, мы рассказывали ранее.
• Контроль отрицательных остатков
Помимо общих процедур проведения аудита, для отдельных участков учета используются специальные процедуры, направленные на контроль соответствия данных в аналитических учетных регистрах.
Контроль отрицательных остатков в 1С – удобный инструмент ведения количественного учета материально-производственных запасов.
Используйте для этого отчет «Контроль отрицательных остатков». Он находится в меню «Склад — Отчеты».
• Присоединенные файлы
Еще один очень удобный функционал – это возможность присоединить и просматривать в 1с первичные документов и иные файлы (договоры, сканы оригиналов товарных накладных, УПД, счетов-фактур, доверенностей и многое другое).
В 1С доступна опция сохранять в справочниках и документах внешние файлы.
Присоединение файлов происходит прямо из формы справочников и документов по кнопке «Скрепка» или по ссылке «Присоединенные файлы».
Файлы можно присоединять в неограниченном количестве, однако их хранение существенно увеличит базу в объеме.
В завершении мы остановимся на регламентированных отчетах, сформировать которые можно из раздела «Отчеты».
При надлежащем ведении учета процесс составления бухгалтерской и налоговой отчетности в 1С максимально автоматизирован, что позволяет бухгалтеру быстро и легко составлять отчет, а также удобно дополнять и корректировать представленные показатели.
Кроме того, в отчетах есть удобная функция расшифровать отдельные показатели и строки.
Чтобы понять, из чего сложилась сумма в той или иной строке декларации или баланса, необходимо поставить курсор в нужную ячейку и выбрать кнопку «Расшифровать» в верхней части формы (либо по правой кнопке мыши выберите в открывшемся меню пункт «Расшифровать»).
Таким образом, все вышеперечисленные функции программы 1С дают возможность оценить правильность отражения хозяйственных операций предприятия, и, как следствие, повысить достоверность формируемой отчетности.
Автор статьи: Евгения Тарасова
Понравилась статья? Подпишитесь на рассылку новых материалов
Комментарии