Расходы на услуги банков (без НДС) при применении УСН и ОСН в 1С: Бухгалтерии предприятия ред. 3.0
- Опубликовано 17.07.2024 09:40
- Просмотров: 3707
Если вы думаете, что комиссия банка при любой системе налогообложения учитывается одинаково, то вы ошибаетесь! Комиссия банка с НДС имеет свои особенности отражения в 1С. При совмещении УСН и ПСН комиссия может распределяться. При УСН комиссия банка может быть как принимаемой к расходам, так и нет, чего, например, нет на ОСН. Вот на этом хотелось бы остановиться поподробнее. Поговорим о комиссиях банка (без НДС) при УСН и ОСН в 1С: Бухгалтерии ред. 3.0 в данном материале.
Расходы на услуги банка при УСН
При применении упрощенной системы с объектом налогообложения «доходы» при расчете налога УСН не допускается учитывать расходы банка. (п. 1 ст. 346.18 НК РФ).
В этом случае всё просто. Указываете в списании с расчетного счета вид операции «Комиссия банка» при списании любой комиссии банка (без НДС!). Программа сделает проводку Д 91.02 К 51.
Всё обстоит иначе, если у вас УСН «Доходы минус расходы».
Расходов, которые можно принять при исчислении налога на УСН с объектом «доходы минус расходы», не так много. Их список является закрытым и поименован в ст. 346.16 НК РФ.
Так, согласно п. 1 пп. 9 ст. 346.16 НК РФ расходы на услуги банка можно учесть с целью налогообложения. Но при этом необходимо руководствоваться ст. 5 Федерального закона «О банках и банковской деятельности» № 395-1 от 02.12.90г. Это следует из Письма ФНС России от 28.07.2005 №22-1-11/1451@.
Таким образом, если оплаченная услуга есть в данном перечне, значит, затраты на ее оплату можно включить в расходы, уменьшив при этом налоговую базу. Если перечень не содержит услугу, включать затраты на ее оплату в расходы для уменьшения налога рискованно.
Итак, учитывая требования вышеупомянутых законодательных актов, а также писем Минфина, в которых представлены дополнительные разъяснения по данному вопросу, делаем вывод, что можно принять к расходам траты на оплату:
• услуг банка за ведение счета;
• банковских переводов, комиссии за перечисление заработной платы сотрудникам (Письмо Минфина России от 05.12.2017 N 03-11-11/80622);
• услуг по инкассации денежных средств, пересчет банкнот и иную обработку (Письмо Минфина России от 14.04.2021 N 03-11-06/2/27898);
• услуг за операции, проведенные с использованием системы «Клиент-Банк» (Письмо Минфина России от 21.04.2014 N 03-11-06/2/18229).
Нельзя принять к расходам траты на оплату:
• услуг, связанных с установкой и эксплуатацией электронных систем документооборота между банком и клиентами, то есть системы "Клиент-банк" (Письмо ФНС от 28.07.2005 N 22-1-11/1451@);
• комиссии за досрочное погашение кредита (Письмо Минфина России от 06.08.2019 N 03-11-11/59072);
• услуг за выпуск банковских карт (Письмо Минфина России от 14.07.2009 N 03-11-06/2/124).
На практике могут встретиться иные расходы, которые не названы ни в нормативных актах, ни в разъяснительных письмах. Поэтому налогоплательщик, принимая во внимание этот факт и руководствуясь вышеупомянутыми законодательными актами, а также разъяснениями ФНС и Минфина по этому вопросу, должен самостоятельно оценить правомерность включения в расходы тех или иных трат и в спорных ситуациях быть готовым отстаивать свою позицию перед инспекцией.
Перейдем к рассмотрению практического примера в программе 1С: Бухгалтерия предприятия ред. 3.0.
У организации ООО «Росток», применяющей упрощенную систему налогообложения с объектом «доходы минус расходы», заключен договор с ПАО «Сбербанк» на обслуживание расчетного счета. По условиям договора комиссия за ведение счета ежемесячно автоматически списывается в безакцептном порядке (без дополнительного информирования клиента).
Операции, которые следует отразить в программе:
01.07 на основании договора (без информирования) с расчетного счета организации списана комиссия за обслуживание расчетного счета за июнь в размере 1 200 руб. (без НДС);
05.07 на основании договора (без информирования) с расчетного счета организации списана комиссия за выпуск банковских карт в рамках зарплатного проекта в размере 1 000 руб. (без НДС).
Обратите внимание, существуют услуги банков, которые облагаются НДС. Отражать в программе комиссию по таким услугам следует в особом порядке. Об этом мы рассказывали в нашей статье.
Получается, что комиссию за открытие расчетного счета мы можем принять к расходам, а комиссию за выпуск банковских карт в рамках зарплатного проекта – нет.
Перейдем к отражению операций по условиям примера.
Шаг 1 – Списание комиссии банка, расходы по которой принимаются в налоговом учете
В разделе «Банк и касса» выберем пункт «Банковские выписки».
Создадим документ с видом «Списание».
При отражении расходов на услуги банков важно указать корректный вид операции в одноименном поле. Выберем «Комиссия банка». После этого значение поля «Статья расходов» будет заполнено автоматически и будет иметь вид «Расходы на услуги банков». В графе «Получатель» укажем банк, который оказывает нам услуги.
Поскольку данная комиссия взимается банком в качестве оплаты за оказанные услуги по обслуживанию счета, мы имеем право учесть данную сумму в расходах при исчислении налога УСН. Для этого поле Расходы УСН» должно иметь значение «Принимаются».
Укажем сумму и проведем документ.
В результате проведения документа сформирована проводка по бухгалтерскому учету. Мы видим, что средства списаны с расчетного счета, а сумма отнесена на затратный счет 91.02 в составе расходов.
Также сформирован регистр «Книга учета доходов и расходов (раздел I)». Комиссия банка включена в расходы по данным КУДиР.
Шаг 2 – Списание комиссии банка, расходы по которой не принимаются в налоговом учете
Действуя аналогично, в разделе «Банк и касса» - «Банковские выписки» создадим еще один документ «Списание».
Напомним, что в поле «Вид операции» необходимо выбрать «Комиссия банка». Далее следует указать получателя и сумму комиссии.
Обратите внимание на поле «Расходы УСН». В этом случае нужно выбрать «Не принимаются», поскольку, руководствуясь разъяснениями Минфина, сумму комиссии за выпуск карт мы не можем включить в расходы для уменьшения налоговой базы (Письмо Минфина России от 14.07.2009 N 03-11-06/2/124). Проведем документ.
По бухгалтерскому учету сформированная проводка не отличается от той, которую мы видели после проведения оплаты комиссии за ведение счета.
А вот в регистре «Книга учета доходов и расходов раздел I)» есть отличия. Теперь сумма комиссии проходит только по колонке «Расходы всего». Это значит, что эта сумма не будет учтена при расчете налога.
Шаг 3 – Отражение расходов на услуги банка в Книге доходов и расходов УСН
Давайте убедимся, что расходы корректно попали в книгу. Перейдем в раздел «Отчеты» и выберем пункт «Книга доходов и расходов УСН».
Сформируем отчет за 3 квартал. Видим, что сумма комиссии в размере 1000 рублей отражена только в колонке «Расходы всего». А сумма в размере 1 200 рублей проходит по двум колонкам – она учтена в общей сумме расходов, а также учтена в сумме расходов для исчисления налоговой базы.
Расходы на услуги банка при ОСН
В отличии от организаций, применяющих упрощенную систему налогообложения, компании на ОСН могут не учитывать перечень, указанный в ст. 5 Федерального закона «О банках и банковской комиссии». Для правомерного включения в расходы с целью налогообложения затрат на оплату услуг банка достаточно того, что они должны быть экономически оправданы и документально подтверждены (п. 1 ст. 252 НК РФ, Письмо Минфина №03-03-06/1/1916 от 18.07.2017).
При этом, если банк выставил счет-фактуру на оказанные услуги с выделенной суммой НДС, вычет налога по таким операциям применяется в общем порядке.
Разберем практический пример.
ООО «Четыре колеса» применяет общую систему налогообложения. У данной организации заключен договор с ПАО «Сбербанк» на обслуживание расчетного счета. При этом по условиям договора комиссия за услуги по ведению счета автоматически списывается с расчетного счета (в безакцептном порядке).
Операция, которую следует отразить в программе:
01.07 на основании договора (без информирования) с расчетного счета организации списана комиссия за обслуживание расчетного счета за июнь в размере 1 200 руб. (без НДС).
Несмотря на то, что бОльшая часть услуг, оказываемых банками, не облагается НДС, тем не менее, есть и облагаемые налогом услуги. Например, услуги инкассации, услуги по оформлению банком доверенности на право распоряжения счетом и некоторые другие. О том, как отражать в 1С комиссию с НДС ранее мы писали в нашей статье.
Шаг 1 - Списание комиссии банка
В разделе «Банк и касса» подразделе «Банк» выберем пункт «Банковские выписки».
Создадим документ с видом «Списание».
В поле «Вид операции» укажем «Комиссия банка». После этого поле «Статья расходов» будет автоматически заполнено и определено как «Расходы на услуги банков».
Программа автоматически установила статью расходов, поскольку в её настройках указано, что данная статья затрат будет использована при таких операциях по умолчанию.
Укажем сумму согласно выписке банка и проведем документ.
При выборе вида операции «Комиссия банка» по умолчанию формируется проводка: Дт 91.02 Кт 51.
Раскроем статью расходов. Галочка «Принимается к налоговому учету» должна быть установлена для уменьшения налоговой базы на сумму произведенных расходов при исчислении налога на прибыль.
В Декларации по налогу на прибыль комиссия банка будет отражена после проведения процедуры закрытия месяца в Приложении 2 Лист 2 по строке 200 «Внереализационные расходы – всего».
Автор статьи: Ольга Бердечникова
Понравилась статья? Подпишитесь на рассылку новых материалов