1С: Комплексная автоматизация 2 vs 1.1: основные отличия в концепции учета
- Опубликовано 19.02.2019 15:19
- Просмотров: 14360
В 2019 году 1С прекращает поддержку Комплексной автоматизации 1.1. В связи с этим, естественно, возник большой интерес к программе 1С: Комплексная автоматизация 2. Мы предполагаем, что новая версия 2 – логическое продолжение Комплексной автоматизации 1.1. Но на самом деле это более мощный программный продукт, в котором больше возможностей во всех областях учета.
При первом знакомстве все выглядит по-другому, как совсем новая программа. А приглядевшись, пользователи обращают внимание на то, что названия и функции документов похожи. А значит, и в учете принципиальных отличий не будет. Просто «бантиков» больше. Эта «оптическая иллюзия» приводит к тому, что компании при переходе с Комплексной автоматизации 1.1 на Комплексную автоматизацию 2 недооценивают предстоящие изменения и наталкиваются на неожиданные проблемы.
На самом деле, при поверхностном знакомстве не сразу видны существенные внутренние различия в организации учета в программах. А они достаточно серьезны и необходимо внимательно анализировать, какие изменения в процессах учета повлечет переход на новую программу.
В одной статье мы, конечно, не охватим все различия. Для начала познакомимся с самыми ключевыми, которые затрагивают концепцию учета. Их нужно рассматривать при переходе обязательно и обойти настройками программы невозможно.
Первое отличие: метод оценки стоимости товаров
По простому, как рассчитываем себестоимость при выбытии и стоимость остатка товаров.
В Комплексной автоматизации 1.1 есть два варианта оценки стоимости товаров: РАУЗ и партионный учет.
При этом в Комплексной автоматизации 1.1 партионный учет не поддерживает учет производства. Важно, что для учета производства возможен только РАУЗ, так как документ «Расчет себестоимости» не работает при партионном учете.
Теоретически, учет по ФИФО в расширенной аналитике тоже предусмотрен. Но он применяется только для оценки стоимости остатков. Стоимость списания в течение месяца все равно усреднена. В случае применения РАУЗ нельзя определить конкретную партию списания или проследить дальнейшую судьбу партии поступления товара.
В Комплексной автоматизации 2 возможен полноценный учет по ФИФО (скользящий) независимо от того, используете вы производство или нет.
Более того, в новой версии учета производства 2.2 партионный учет есть и в незавершенном производстве. При учете по ФИФО можно проследить судьбу поступившей партии материалов через все переделы в производстве вплоть до себестоимости конкретной продукции.
По идее, в новой программе всегда ведется партионный учет. Технически его отключить возможно, но разработчики наложили такое количество ограничений, что эта возможность потеряла смысл.
Таким образом, даже если мы начали вести учет запасов по средней, партионный учет версии 2.2 в программе останется включен. Это позволяет легко переходить с одного метода оценки запасов на другой в Комплексной автоматизации 2.
Второе отличие: управленческий и регламентированный учет
В Комплексной автоматизации 2 организация управленческого учета и разделение с регламентированным отличается от Комплексной автоматизации 1.1.
В Комплексной автоматизации 1.1 управленческий учет ведется в регистрах параллельно с регламентированным. Причем при партионном учете он может вестись практически независимо. В РАУЗ есть настройка ведения учетов в одном и том же регистре учета затрат, но возможно настроить и параллельное ведение управленческого и регламентированного учетов.
Для пользователя это разделение сделано таким образом, что он может в явном виде в документе указать - проводить его по управленческому, бухгалтерскому и налоговому учету или нет.
Многие в Комплексной автоматизации 1.1 активно используют эту возможность для проведения параллельных документов в разных учетах, например, чтобы получить по одной операции движения с разной аналитикой.
При переходе на Комплексную автоматизацию 2 приходится поломать голову, как переложить привычную логику работы в новый вариант учета.
В Комплексной автоматизации 2 есть две опции управленческого учета.
Во-первых, это параллельный управленческий учет на отдельных регистрах. Он ведется для формирования управленческих отчетов по финансовому результату и управленческого баланса. Базируется учет на настройках, указанных в справочниках статей расходов и доходов и статей баланса (активов/пассивов).
Такие движения можно отключить только в настройках всей программы. В отдельном документе это сделать нельзя. В принципе, по мере развития программы настройки статей становятся все более гибкими и во многих случаях нужные различия в аналитике можно заложить именно в настройках статей расходов или активов/пассивов. Тогда вопрос параллельного ввода документов отпадает.
Но есть ведь еще основная аналитика документа: организация, склад, контрагент, номенклатура. Одно движение в управленческом учете может разбиваться в бухгалтерском на несколько совершенно разных по смыслу и наоборот. И потребность в введении отдельных документов есть.
Формально в Комплексной автоматизации 2 существует и такой механизм. Для этого в программе можно включить учет по «Управленческой организации». Для торговых операций возможно отдельно ввести документы по одному и тому же событию в бухгалтерском и управленческом учетах с разной аналитикой и суммами. Да вот только в производственном учете и учете затрат этого сделать нельзя. Кроме того, и в торговых операциях возможность доступна только для базовых операций закупок и продаж. Поэтому механизм этот имеет очень ограниченное значение и подходит немногим.
Единственное, что возможно вести с помощью этого механизма полноценно, - это управленческие операции, которые никак не отражаются в регламентированном учете.
Вывод: о независимом ведении управленческого и бухгалтерского учета в Комплексной автоматизации 2 придется забыть. И задуматься о формализации правил и настройке аналитики управленческого учета, которая позволит получать нужный результат, не прибегая к раздельному вводу документов.
Кстати, такая организация учета приводит и к ограничению в выборе метода оценки стоимости товаров.
В Комплексной автоматизации 1.1 мы выбираем метод оценки стоимости товаров, а дальше в управленческом и бухгалтерском учете отдельно настраиваем оценку стоимости по средней или ФИФО. В управленческом для всей компании в целом, а в бухгалтерском для каждого юр. лица в отдельности, как удобно бухгалтерии.
Каждое движение товаров при нужной настройке может у нас отражаться по разному. Например, в бухучете по средней,
а в управленческом - по ФИФО.
В Комплексной автоматизации 2 мы настраиваем оценку стоимости для всех регистров и учетов в управленческой политике организации.
То есть по факту мы не можем в рамках одной программы по организации вести полноценный партионный учет в управленческом учете, а бухгалтерии упростить жизнь и оставить ее на учете по средней. Если в Комплексной автоматизации 1.1 было так, то всем придется как-то договариваться.
Третье отличие: регламентированный учет
В первую очередь, это - план счетов. В Комплексной автоматизации 1.1 мы привыкли видеть отдельные планы счетов в бухгалтерском и налоговом учетах. В Комплексной автоматизации 2 используется единый план счетов. Соответствие счетов устанавливать не нужно, но свобода действий бухгалтеров существенно ограничена.
Учет в системе организован так, что оперативные документы проводятся независимо от того, настроены для них счета регламентированного учета или нет. То есть в программе можно работать, не настроив бухучет совсем, и разобраться со счетами учета уже непосредственно при закрытии месяца.
Идеология в том, что регламентированный учет настраивается независимо в специальном рабочем месте, где можно указать все счета учета для существующих в компании операций.
Проведение по настроенным счетам происходит автоматически, и бухгалтер контролирует только те документы, при проведении которых у системы возникли проблемы.
Чтобы такой функционал был возможен, нужен механизм тонкой настройки счетов учета. Одного варианта для всей номенклатуры или контрагентов будет мало. И такой механизм в новой версии Комплексной автоматизации есть: для настройки учета по номенклатуре, расчетов, внеоборотных активов используются справочники Групп финансового учета. Они похожи по смыслу на регистры «Счета учета номенклатуры» и «Контрагенты организаций» в Комплексной автоматизации 1.1.
Вывод: Группы финансового учета надо включать в настройках программы и использовать активно – это базовый механизм организации бухгалтерского учета в Комплексной автоматизации 2.
Четвертое отличие: производственный учет
Больше всего в версии Комплексной автоматизации 2.4 поражает наличие целых двух версий учета производства.
Версия 2.1 - «старый» механизм, уникален для Комплексной автоматизации 2, нигде такого нет. Имеет что-то общее с Комплексной автоматизации 1.1 по документообороту.
Версия 2.2 - новый механизм. В нем принципиально изменена концепция учета незавершенного производства, механизмов формирования себестоимости продукции. Да и сам документооборот совсем другой. Он совсем не похож внутри на учет производства в Комплексной автоматизации 1.1. Но этот механизм унифицирован с упрощенным учетом производства в ERP 2.
Очевидно предположение, что именно версию 2.2 будет развивать 1С в дальнейшем. Тем не менее свои преимущества и недостатки есть и в той, и в другой версии учета производства. И многие не торопятся переходить на новую версию.
Подробнее о различиях производственного учета в 1С Комплексной автоматизации 2 и 1.1 мы поговорим в одной из следующих статей.
Автор статьи: Дарья Мошкина
консультант, бизнес-аналитик, руководитель проектов 1С,
автор проекта Практика-учета.рф
Бесплатный курс «Учет производства в 1С Комплексной автоматизации 2 за 6 шагов»
Понравилась статья? Подпишитесь на рассылку новых материалов