Стоит ли дорабатывать программу под особенности организации

Одним из преимуществ программ 1С является возможность изменить стандартный функционал: добавить новые документы и отчеты или поменять режим работы существующих. Для многих организаций такие изменения означают существенное упрощение рутинных операций, сокращение рабочего времени на формирование различных отчетов, да и просто повышение удобства работы. Но у каждой медали есть две стороны, а доработка программы может повлечь за собой определенные неудобства. В этой статье мне хотелось бы рассказать о плюсах и минусах таких действий.

Начнём, пожалуй, с плюсов. Конечно, это замечательно, когда программа может делать какую-то работу за Вас. Например, руководитель еженедельно просит предоставлять ему отчет о дебиторской задолженности, включающий в себя наименование услуг, которые были оказаны клиенту, дату выставления и номер счета, а также дату выполнения работ. Для того, чтобы сформировать такой отчет исполнителю понадобится достаточно большое количество времени, в то время как программа могла бы сделать его за несколько секунд. И если в типовой конфигурации нужного отчета нет, то он может там появится усилиями программистов и существенно упростить обязанности некоторых сотрудников.

Кроме простых доработок в виде отчетов, можно внести и значительные изменения в функционал программы: можно изменить алгоритм распределения затрат при закрытие месяца или добавить в него новые разрезы (аналитику), а можно добавить блок учета путевых листов в обычную 1С: Бухгалтерию и многое-многое другое. Если Вы найдете опытных и сообразительных программистов, то большинство Ваших желаний по изменению программы и повышению удобства работы будут осуществлены.

Теперь несколько слов о том, какие бывают доработки.

Первый вариант - Вас не устраивает печатная форма документа, Вы хотите её изменить или добавить новую форму. Этот вариант самый простой и безобидный. Как правило, он не повлечет за собой никаких негативных последствий и такие доработки можно смело заказывать, конечно, если Вы не решите выводить из документа на печать какую-то особо сложную таблицу, для заполнения которой понадобиться очень большое количество данных. Но чаще всего в печатную форму попадает информация из одного конкретного документа, поэтому проблемы здесь маловероятны.

Второй вариант - Вам нужен отчет, который бы обобщал информацию и выводил в удобной для Вас форме. Если для формирования этого отчета достаточно тех данных, который в настоящий момент хранятся в базе, то такая доработка тоже абсолютно безобидна. Если же в форме нужного отчета есть какая-то информация, которая в базе 1С в настоящий момент не хранится - например, фамилии водителей и номера машин, на которых осуществлялась доставка груза покупателям или количество дней, которое сотрудник провел, работая над определенным проектом;  то потребуется не только добавление одного отчета, но еще и изменение существующих документов, добавление в них полей, в которые можно будет внести эту информацию, чтобы потом вывести её в отчет. Это уже более сложный, третий вариант.

Итак, третий вариант - изменение существующих или добавление новых документов, изменение алгоритмов их заполнения или проведения, а также создание новых справочников или регистров для хранения дополнительной информации. Если при первых двух вариантах изменения в саму структуру конфигурации можно не вносить, а просто добавить к ней внешние печатные формы или отчеты, то в данном случае структура конфигурации перестает быть типовой. Что это означает? При каждом обновлении базы нужно будет обращать внимание на все доработки, переносить или корректировать их. Такую работу как правило выполняют программисты и она занимает значительно больше времени, чем простое обновление (количество затраченного времени зависит от сложности доработок). И соответственно, стоимость сопровождения такой конфигурации увеличивается.

Кроме того, типовую конфигурацию Вы можете оперативно обновлять своими силами в тот момент, когда возникла необходимость в обновлении. С измененными конфигурациями всё будет не так быстро и зависит не только от Вас.

И еще один нюанс - при работе с дописанными конфигурациями очень важна квалификация специалиста, который с ней работает. В моей практике были примеры, когда базу одной из организаций обновил "мальчик Петя", который им антивирус установить пришел, и многие доработки, сделанные мной, пришлось вносить заново, потому что он на них просто не обратил внимание. Для типовых конфигураций требования к квалификации несколько ниже.

Своей статьей я не хотела отговорить Вас от изменения конфигурации или наоборот убедить, что это стоит сделать. Если у Вас возникает желание что-то доработать под особенности своей организации, то нужно просто хорошо обдумать все плюсы и минусы такого решения, понять, насколько они существенны именно для вашей ситуации и уже после этого делать выводы.

Моя задача - всего лишь рассказать Вам о преимуществах и о возможных трудностях, ведь "предупрежден - значит вооружен" (с). 

 

Понравилась статья? Подпишитесь на рассылку новых материалов 


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Поиск по сайту

Переключить версию

Форма входа

Яндекс.Метрика
Политика конфиденциальности
Согласие на обработку персональных данных
Оферта на информационно-консультационные услуги
Оферта на образовательные услуги