Требования о предоставлении пояснений от ФНС – как на них отвечать?

Получено требование от налоговой? Не стоит впадать в отчаяние, на свете есть более сложные вещи. Зачастую бухгалтер хватается за голову, получая «письмо счастья» из налоговой инспекции. Между тем, нужно понимать, что у всех своя работа, в том числе и у ФНС и, кстати, не всегда налоговая инспекция бывает права, информируя нас об «ошибках» в отчетах. Претензии налогового органа бывают самыми разными, начиная от разъяснений убытков до расхождений в отчетных формах.

Начну с убытков. Практически каждой организации приходили требования о пояснении причин образования убытков за очередной отчетный период.  Проанализировать свою финансово-хозяйственную деятельность может и должен каждый бухгалтер. И уже исходя из этого, нужно выстроить правильную концепцию ответа: при ответе сделать ссылку на исходящее письмо, продублировать полностью их запрос (т.е. причину требования) и далее указать причину появления убытков. Они бывают разными, например:

•неожиданное резкое повышение цен у поставщика товаров/услуг;

•падение спроса и недостаточная реализация своих товаров/услуг, что не позволяет покрыть расходы организации;

•высокие налоги и страховые взносы.

Также существуют и более глобальные причины. Такие, как геополитическая обстановка и связанные с этим экономические санкции в отношении России.

Далее стоит описать возможные выходы из ситуации и источники финансирования деятельности организации, например, оптимизация каких-то расходов, помощь учредителей, небольшие займы и кредиты.

Следующая ситуация тоже является очень частым «гостем» в требованиях от ФНС: расхождения между данными налоговой декларации по налогу на имущество и бухгалтерским балансом.

Причина кроется чаще всего в основных средствах, которые учитываются не только по месту нахождения организации, но и по месту нахождения имущества. Налоговая декларация по имуществу, как правило, представляется по его месту нахождения, в то время как бухгалтерский баланс сдается в налоговый орган по месту нахождения организации.

Требования из налогового органа нередко содержат и такие претензии, как превышение прямых расходов над выручкой.

С одной стороны, можно понять сомнения ФНС в данном случае.

Что означает тот факт, что прямые расходы превышают выручку?

Значит, организация в этом отчетном периоде работала себе в убыток. Да, такая ситуация возможна в каком-то отдельно взятом квартале, но компания не может производить (или покупать) и систематически из месяца в месяц продавать товары (работы, услуги, продукцию) ниже их себестоимости, которая складывается, прежде всего, из прямых затрат.

Прежде всего, в такой ситуации необходимо проанализировать перечень прямых расходов, закрепленный в учетной политике организации, а также проверить, корректно ли сделаны настройки учета прямых расходов в программе 1С? Может быть, в прямые расходы включили те затраты, которые по технологическому процессу (по смыслу, по логике) нужно отнести к косвенным?

Если ошибок в порядке признания расходов не обнаружено, и в данном периоде организация, действительно, отработала "в минус", можно в ответе на требование пояснить причины такой ситуации, а также приложить расшифровку прямых расходов.

Надеюсь, что хоть чем-то помогла своим коллегам-бухгалтерам.

Хочется пожелать успехов всем на нашем нелегком поприще!

Автор статьи: Галина Лим

Text.ru - 100.00%

Понравилась статья? Подпишитесь на рассылку новых материалов 


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Также по теме

Поиск по сайту

Переключить версию

Форма входа

Яндекс.Метрика
Политика конфиденциальности
Согласие на обработку персональных данных
Оферта на информационно-консультационные услуги
Оферта на образовательные услуги