Требования о предоставлении пояснений от ФНС – как на них отвечать?
- Опубликовано 19.07.2019 22:43
- Автор: Administrator
- Просмотров: 5440
Получено требование от налоговой? Не стоит впадать в отчаяние, на свете есть более сложные вещи. Зачастую бухгалтер хватается за голову, получая «письмо счастья» из налоговой инспекции. Между тем, нужно понимать, что у всех своя работа, в том числе и у ФНС и, кстати, не всегда налоговая инспекция бывает права, информируя нас об «ошибках» в отчетах. Претензии налогового органа бывают самыми разными, начиная от разъяснений убытков до расхождений в отчетных формах.
Начну с убытков. Практически каждой организации приходили требования о пояснении причин образования убытков за очередной отчетный период. Проанализировать свою финансово-хозяйственную деятельность может и должен каждый бухгалтер. И уже исходя из этого, нужно выстроить правильную концепцию ответа: при ответе сделать ссылку на исходящее письмо, продублировать полностью их запрос (т.е. причину требования) и далее указать причину появления убытков. Они бывают разными, например:
•неожиданное резкое повышение цен у поставщика товаров/услуг;
•падение спроса и недостаточная реализация своих товаров/услуг, что не позволяет покрыть расходы организации;
•высокие налоги и страховые взносы.
Также существуют и более глобальные причины. Такие, как геополитическая обстановка и связанные с этим экономические санкции в отношении России.
Далее стоит описать возможные выходы из ситуации и источники финансирования деятельности организации, например, оптимизация каких-то расходов, помощь учредителей, небольшие займы и кредиты.
Следующая ситуация тоже является очень частым «гостем» в требованиях от ФНС: расхождения между данными налоговой декларации по налогу на имущество и бухгалтерским балансом.
Причина кроется чаще всего в основных средствах, которые учитываются не только по месту нахождения организации, но и по месту нахождения имущества. Налоговая декларация по имуществу, как правило, представляется по его месту нахождения, в то время как бухгалтерский баланс сдается в налоговый орган по месту нахождения организации.
Требования из налогового органа нередко содержат и такие претензии, как превышение прямых расходов над выручкой.
С одной стороны, можно понять сомнения ФНС в данном случае.
Что означает тот факт, что прямые расходы превышают выручку?
Значит, организация в этом отчетном периоде работала себе в убыток. Да, такая ситуация возможна в каком-то отдельно взятом квартале, но компания не может производить (или покупать) и систематически из месяца в месяц продавать товары (работы, услуги, продукцию) ниже их себестоимости, которая складывается, прежде всего, из прямых затрат.
Прежде всего, в такой ситуации необходимо проанализировать перечень прямых расходов, закрепленный в учетной политике организации, а также проверить, корректно ли сделаны настройки учета прямых расходов в программе 1С? Может быть, в прямые расходы включили те затраты, которые по технологическому процессу (по смыслу, по логике) нужно отнести к косвенным?
Если ошибок в порядке признания расходов не обнаружено, и в данном периоде организация, действительно, отработала "в минус", можно в ответе на требование пояснить причины такой ситуации, а также приложить расшифровку прямых расходов.
Надеюсь, что хоть чем-то помогла своим коллегам-бухгалтерам.
Хочется пожелать успехов всем на нашем нелегком поприще!
Автор статьи: Галина Лим
Понравилась статья? Подпишитесь на рассылку новых материалов